Андрей Кончаловский – наш современник, народный артист России, президент киноакадемии «Ника», яркий и самобытный режиссер, сценарист, общественный и политический деятель. Он родом из древнего и знаменитого рода, полная фамилия Андрея – Михалков-Кончаловский.
Его детство прошло на Николиной Горе в родовом поместье Михалковых в ближнем Подмосковье, он получил достойное образование, окончив музыкальное училище при Московской консерватории, режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма). За свое творчество удостоен многих государственных и зарубежных наград и званий, родился 20 августа 1937 года в Москве, проживает как в России, так и за рубежом с учетом графика работы и творчества.
Фильм «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова стал его дебютной работой и показал блестящее режиссерское дарование и умение работать в команде с актерами. Фильм получился сильным и ярким, в нем показана энергия разрушительной силы революционного фанатизма.
Не менее ярким стал фильм «История Аси Клячиной…» о жизни и сознании простого советского человека. Фильм был снят на достоверном наблюдении о жизни крестьян, проживающих в средней полосе России. По сути, он повествует о сложном и не однозначном отрезке в истории страны, оказавшем влияние на судьбы героев. История Аси Клячиной была продолжена позднее, в наше время в фильме «Курочка Ряба», где рисует свою героиню в современном обществе. Кончаловский снимал классику: «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», где исследуется тема родного дома, гнезда, быта и насущные проблемы семьи. Советские фильмы «Романс о влюбленных» и кинопоэма «Сибириада» — колоритные и впечатляющие, были не очень просто встречены современным зрителем и вызвали бурные споры в обществе. В них ярко и достоверно показан феномен миросознания советского простого человека.
Кроме работ в кино, мастер выпустил две автобиографических книги, связанных общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», еще раз подтвердив свое творчество и мастерство. В них он рассказал о себе и пути человека и художника. Мини-сериал по заказу Голливуда «Одиссея» оказался удачной работой, эта древнейшая поэма была воспроизведена блестяще. Интересны работы Кончаловского с театром, где им поставлены замечательные спектакли: в театре «Ла Скала» — «Евгений Онегин», в Опера-Бастилия» — «Пиковая дама», в Мариинском и «Ла Скала»- «Война и мир». Фильмы: «Дом дураков», «Лев зимой», «Глянец»; спектакли «Мисс Жюли», «Чайка» и другие – талантливые и не забывающиеся работы.
На телевидении Кончаловский создал яркие и запоминающиеся телепередачи о великих русских композиторах — С. Прокофьеве, С. Рахманинове, Д. Шостаковиче, А. Скрябине, И. Стравинском, в жанре документального цикла «Бремя власти» — о Ю. Андропове, и Г.Алиеве и других. В сентябре прошлого года в Венеции картина Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» была удостоена «Серебряного льва» — приза за лучшую режиссерскую работу.
Кончаловский выступает со многими гражданскими инициативами, открыто высказывая свое мнение о судьбе России, православии, демократии, а также о многих других актуальных для России проблемах. С его позицией можно соглашаться или нет, но не согласиться с его мнением о том, что диалог общества с властью необходим, невозможно. Только тогда, возможна, свобода творить и свобода слушать и слышать, и это есть свобода и ответственность жить вместе. Он считает, что инакомыслие – это кислород культуры. А может ли быть по-другому?!