alt

Выученная беспомощность: почему мы думаем, что от нас ничего не зависит?

Насколько мы способны повлиять на свою жизнь?

Ответ на этот вопрос у каждого свой и зависит от жизненного опыта, вероисповедания, характера и многого другого. Человек с выученной беспомощностью ответит: «Ни на сколько». Что это за состояние и как с ним бороться?

Выученная беспомощность — это состояние психики, при котором нам кажется, что мы не в силах улучшить нашу жизнь. Не можем выйти из токсичных отношений, не способны найти интересную или высокооплачиваемую работу. Не осилим обучение новым навыкам, не найдем партнера на сайте знакомств. Не разберемся с гаджетом. Список может быть бесконечным.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЭТО СОСТОЯНИЕ?

Как и следует из названия, ему «учатся». Например, в детстве родители не прислушивались к желаниям ребенка, решали все за него, как в том анекдоте: «Сынок, пора домой! — Мама, я замерз или проголодался?» Или человек уже во взрослом возрасте оказывался в обстоятельствах, когда его действия не приводили к желаемому результату.

Мозгу зачастую свойственно экономить усилия: он запоминает, что попытки бесполезны, и включает режим «даже не пытайся». В итоге, оказавшись в обстоятельствах, на которые можно было бы повлиять, человек не сделает ничего, чтобы себе помочь. Не расстегнет куртку в жарком вагоне, не выйдет попить и будет мучиться от жажды на совещании и так далее.

СЧАСТЬЕ В ВЫБОРЕ

Выученная беспомощность может быть не только у людей, но и у животных. Опыты, проведенные в 1964 году американском психологом Мартином Селигманом на собаках, показали, что если на протяжении определенного времени живое существо страдает и все его усилия не приводят к результату, в следующий раз оно не будет предпринимать попыток и примет страдание как должное. То есть оно будет вынуждено терпеть дискомфорт или даже боль, если усвоит — выучит, — что от него ничего не зависит.

Эксперимент был проведен и на людях. Обитателей дома престарелых разделили на две контрольные группы. В одной о стариках заботились, лишив их всякой инициативы и возможности как-то контролировать происходящее в жизни. Участники другой группы могли влиять на многое, выбирать фильм для просмотра, варианты интерьера, блюда из меню.

Когда эксперимент закончился, оказалось, что в первой группе люди ощущали себя менее счастливыми, у некоторых проявлялись признаки депрессии. Здоровье также были хуже, чем у пенсионеров из второй группы.

Очевидно, что возможность повлиять на свою жизнь давала людям силы.

«САМА ВИНОВАТА» ИЛИ НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ?

Беспомощность — не вина того, кто ее испытывает. Но это проблема, с которой стоит работать для того, чтобы улучшить жизнь. Беда в том, что именно уверенность, что ничего нельзя изменить к лучшему, и останавливает человека от необходимых шагов — обращения за помощью к друзьям, специалистам. Неграмотность в этом вопросе может приводить обывателей к виктимблеймингу.

Например, это касается историй домашнего насилия. Во многих случаях абьюзер ведет себя непредсказуемо, авторитарно и обвиняет жертву во всех проблемах. Стараясь избежать их, она пытается вести себя «хорошо», но в ответ снова получает агрессию. Такое поведение абьюзера приводит к тому, что со временем у жертвы опускаются руки.

Для того, чтобы выйти из ситуации, ей нужно справиться с выученной беспомощностью, преодолеть ее, но на это требуются ресурсы. И здесь не может быть «сама виновата». В таких ситуациях важна помощь и поддержка друзей, родных — тех, кто может протянуть жертве руку и помочь сделать шаг.

Выученная беспомощность: почему мы думаем, что от нас ничего не зависит?

ВЗГЛЯД В ЗЕРКАЛО

В некоторой степени выученная беспомощность может проявляться у многих из нас. Как отмечает гештальт-терапевт Анастасия Гурнева, гораздо проще заметить ее в другом, чем в себе.

Как она может проявляться на практике? Анастасия Гурнева выделяет несколько уровней:

  1. Действия. Трудно сделать первый шаг. Обдумывать идею легче, чем приступить к ее реализации. Очень сложно противостоять агрессии, и поэтому иногда проще оставаться в дискомфортных, но привычных условиях, чем выступить в свою защиту и что-то изменить.
  2. Чувства и мотивация. Когда нужно проявить настойчивость или заявить о себе, человек замирает. Даже внутри себя ему сложно распознать, чего он хочет, а чего — нет. Шаг в новое и неизвестное пугает и «замораживает».
  3. Мысли. Поговорки «Худой мир лучше доброй ссоры», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» отражают жизненную философию. При выборе между своими интересами и чужими человек уступает другим.
  4. Самооценка. Собственное мнение не воспринимается как значимое и достойное огласки. А озвучив его или проявив инициативу, человек сожалеет и считает себя выскочкой. Даже добиваясь многого, он не приписывает заслуги себе.

ШАГИ НА ПУТИ К ИСЦЕЛЕНИЮ

Работать с этим состоянием лучше вместе с психотерапевтом. Опираясь на его поддержку, двигаться в сторону принятия ответственности за свою жизнь. На этом пути будет множество интересных этапов, пишет Анастасия Гурнева, и нужно будет учиться:

  • осознавать свои действия и результат, к которому они приводят,
  • прилагать усилия и не бояться получать за них оценку,
  • «пробовать на вкус» ответственность,
  • прорабатывать стартовую травму — в некоторых случаях это необходимо. И тогда на сессиях, опираясь на имеющиеся ресурсы и с состраданием к себе, человек буквально проживает ее заново, восстанавливая способность защищать себя и влиять на обстоятельства.

Так зависит ли от нас собственная жизнь? И да, и нет. Как сказал немецкий богослов Карл Фридрих Этингер в своей знаменитой молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. Дай мужество изменить то, что я могу изменить. И мудрость отличить одно от другого».

Справившись с синдромом выученной беспомощности, мы обретаем мужество действовать там, где действительно в силах сделать жизнь лучше.