alt

Мелкая моторика: развиваем логику, координацию и речь

Дети любят перебирать крупу, трогать камушки, пуговки. Эти занятия не только помогают познавать мир, но и положительно влияют на речь, воображение и логику ребенка.

Мелкая моторика — это сложное и слаженное взаимодействие нервной, костной и мышечной систем, благодаря которому мы можем выполнять точные движения кистями рук. Другими словами, это и захват мелких предметов, и обращение с ложкой, вилкой, ножом. Без мелкой моторики не обойтись, когда мы застегиваем пуговицы на кофте, завязываем шнурки, вышиваем, пишем. Чем же она важна и как ее развивать?

Наш головной мозг можно сравнить со сложнейшим компьютером. Он анализирует информацию, поступающую от органов чувств и внутренних органов, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции, отвечает за мышление, речь, умение читать и писать, способность к творчеству.

Около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Именно потому мелкая моторика так тесно связана с речью.

Чем больше ребенок работает пальцами, тем лучше развивается мелкая моторика рук и речь. Недаром в России с давних пор было принято с раннего возраста учить детей играть со своими пальцами. Наверное, все знают «Ладушки», «Сороку-белобоку». Еще после мытья руки ребенка вытирают полотенцем, как бы массируя каждый палец.

Если не развивать мелкую моторику, пострадают не только речь, но и техника движений, быстрота, точность, сила, координация

Также она влияет на формирование логики, мыслительных навыков, укрепляет память, тренирует наблюдательность, воображение и координацию. Развитие мелкой моторики отражается на учебе ребенка и играет важную роль при подготовке к школе.

Способность выполнять определенные действия тесно связана с возрастом ребенка. Он усваивает один навык и только тогда может научиться чему-то новому, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо наблюдать.

  • 0–4 месяца: ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если ему удается взять игрушку, то сжимание кисти происходит рефлекторно.
  • 4 месяца — 1 год: ребенок может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь он двумя пальцами может схватить даже мелкую бусину.
  • 1–2 года: движения все уверенней, ребенок активнее пользуется указательным пальцем, появляются первые навыки рисования (точки, кружочки, линии). Ребенок уже знает, какой рукой ему удобнее рисовать и брать ложку.
  • 2–3 года: моторика рук позволяет ребенку держать ножницы и разрезать бумагу. Манера рисования меняется, ребенок по-другому держит карандаш, может нарисовать фигурки.
  • 3–4 года: ребенок уверенно рисует, может разрезать лист по начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, но в играх пользуется обеими. Скоро научится держать ручку и карандаш совсем как взрослый.
  • 4–5 лет: во время рисования и раскрашивания ребенок двигает не всей рукой, а только кистью. Движения более точные, поэтому вырезать из бумаги предмет или раскрасить картинку, не выходя за контур, уже не так сложно.
  • 5–6 лет: ребенок держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, умеет пользоваться ножницами.

Если не развивать мелкую моторику, пострадают не только речь, но и техника движений, быстрота, точность, сила, координация. У современных детей, как правило, моторика развита не очень хорошо, потому что им реже приходится застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Дети меньше занимаются домашними делами и рукоделием.

Если ребенок испытывает трудности с письмом и рисованием и родители не могут сами ему помочь, это повод обратиться за консультацией к специалисту. Кто поможет? Нарушение мелкой моторики может быть связано с проблемами нервной системы и некоторыми заболеваниями, что требует консультации врача-невролога. Также можно обратиться за советом к учителю-дефектологу и логопеду.