alt

Снова в школу: как помочь ребенку и себе

Начался учебный год. Дети снова волнуются из-за контрольных и оценок, из-за отношений с педагогом и одноклассниками. А мы, родители, волнуемся за своих детей. Что можно сделать, чтобы отпускать ребенка в школу с легким сердцем? 7 рекомендаций, которые дают врачи, психологи и учителя.

1. ВЫЯСНИТЬ, ЧТО В ШКОЛЕ ХОРОШЕГО

Анна Тихомирова, руководитель психологической службы «Хорошколы»

Мы всегда собираем детей в школу с неясными предчувствиями, волнениями и большими ожиданиями от дочери или сына. А чего мы сами хотим от процесса обучения? Отличных оценок? Знаний на всю жизнь? Чтобы дети потом поступили в выбранный вуз? Чтобы им было в школе уютно? Чтобы там они нашли верных друзей?

Вариантов много, обдумайте их. Определенность уменьшит и вашу тревогу, и тревогу ребенка. Поговорите с ним о том, в чем смысл учебы. Даже если человек идет только в первый класс — уже можно это обсуждать, а с подростком просто необходимо.

Какие конкретные результаты вы хотели бы получить в этом учебном году? Подумайте вместе с дочерью или сыном: вы о своих целях, а он или она — о своих. Ставьте интересные, но выполнимые задачи: заговорить на английском, научиться плавать, подготовить интересный доклад… Поделитесь ими друг с другом, выпишите на листочки, повесьте на видное место.

Обсудите, как будете понимать, что двигаетесь в сторону намеченных целей. По оценкам? По каким-то достижениям? Договоритесь о регулярных разговорах на эту тему. Ведь нам с вами важно, чтобы учеба ребенка была осмысленной. Чтобы он брал на себя ответственность за обучение, а не ходил в школу только потому, что этого хотят родители и учителя.

2.  ЗАПОМНИТЬ РАДОСТНЫЕ СОБЫТИЯ

Михаил Черкасов, создатель детского клуба путешествий «Желтая лодка», преподаватель детской школы искусств «Старт»

Наверняка у вашего ребенка были яркие, интересные, незабываемые каникулы. Он гостил у бабушки, ездил с друзьями на дачу, летал с вами к морю, провел смену в детском лагере. Любое путешествие — это новый опыт, то, чем можно поделиться с друзьями, а не только описать в сочинении «Как я провел лето».

Эти воспоминания важно сохранить. Можно сделать дневники путешествий. Мои дети вклеивают в скетчбук фотографии, билеты из Лувра, засушенную бабочку, веточку оливы или рисунки из средневекового замка. Перед каждой поездкой я распечатываю картинки мест, которые мы планируем посетить, а дети делают под ними небольшие записи. Их потом так интересно перечитывать и пересматривать!

А еще можно сделать «доску достижений». У меня в кабинете висит пробковая доска, на которой я вывешиваю произведения дочери, ее грамоты и дипломы. И мы каждый год делаем маленькую выставку по итогам лета. Рисунки, записки, пара-тройка камушков и ракушек с моря, которые она собрала на пляже… Эти воспоминания будут согревать ее весь учебный год.

3. ГОВОРИТЬ ОБ ИНТЕРЕСНОМ

Марина Новикова-Грунд, психолингвист, декан факультета психологии Московского международного университета

Мы часто рассказываем детям, что они должны, как надо, что бы мы хотели, то есть даем им инструкции. И в результате не знаем, что на самом деле ребенку нужно и что у него на уме. В эти инструкции может не входить: «Не вставай посреди урока и не уходи». Или «Не пугайся девочек, которые выше тебя на голову». Ведь о том, что он их боится, еще догадаться надо!

Использовать императив нужно аккуратно. Так же как и глаголы в будущем или прошедшем времени. Рассказы на тему «Когда я был маленьким» дети слушают с удовольствием, но при условии, что в них нет поучения: «…я всегда слушался старших».

Часто прошедшее время вводит сюжет упрека и поражения: «Я тебе говорил, что так нельзя делать!» Когда неприятность уже произошла, ее не исправишь, а подтверждать, что все потеряно, непедагогично.

Говорить ребенку: «Тебя завтра вызовут, а ты не выучил уроки» — тоже бессмысленно. Ведь время у детей течет по-другому. Если для взрослого очевидно, что тот, кто сегодня не сделал домашнее задание, завтра получит двойку, то для ребенка «завтра» — это «в следующей жизни». Для него будущее — это когда через час он пойдет спать, и то не очевидно.

Попробуйте иногда помолчать, чтобы ребенок сам заговорил. Возможно, он в этот момент начнет спрашивать о том, что ему интересно. Или фантазировать и с самым серьезным лицом рассказывать небылицы. Возможно, стесняться, и тогда можно спросить: «Ты чего? Что ты сейчас чувствуешь?»

Дайте ему пространство, чтобы он разговорился. Дети, которых таким образом «выпускают на волю», выглядят абсолютно счастливыми.

Снова в школу: как помочь и ребенку, и себе

4. ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ

Анна Семенович, нейропсихолог, профессор Московского психолого-педагогического университета

Мы знаем, что надо здороваться с соседями, дома надевать одно платье, а в театр — другое, что нельзя класть ноги на стол и рвать книги. Но для многих современных детей это не «категорический императив». Они могут сказать бабушке «дура», и та промолчит в ответ. А почему же тогда нельзя назвать дурой учительницу?

Если ребенок не привык к режиму (сейчас у нас завтрак, потом порисуем…), к сосредоточенности на делах, к сдержанности, ему трудно понять, что с 1 сентября ему нужно вести себя по-другому. В школе он будет жить, как привык дома, где никто не ограничивал его свободу.

Но права ребенка не должны нарушать права других. Поэтому полезно заранее объяснить ему, что в любом месте, в любом коллективе есть свои правила игры. Что в классе ведут себя иначе, чем на пляже или на дискотеке.

В незнакомой ситуации наш мозг (даже если мы этого и не замечаем) сначала «сканирует»: «А какие здесь правила игры? Какой устав у этого монастыря?» Если не знаешь — придется несладко: ты получаешь двойки «по жизни», потому что тебя не научили учиться в широком смысле этого слова, не сказали, что учителям нельзя грубить, а пятерки получает тот, кто (как минимум) записал домашнее задание. А если знаешь — живешь и развиваешься. Детей, которые знают «правила игры в школу», можно научить чему угодно.

5. СДЕЛАТЬ УЧЕБУ ЛЕГЧЕ

Анна Быкова, педагог, семейный и детский психолог, блогер, автор книг о воспитании серии «Ленивая мама»

Есть притча о дровосеке, который с усилием пилит дерево тупой пилой и на совет поточить ее отвечает: «Некогда точить. Пилить надо». Эта притча подходит к обучению в традиционной школе. Там тоже «точить некогда», потому что объем знаний, который нужно усвоить, большой, а времени на то, чтобы совершенствовать мыслительные процессы, нет.

Лучше усваивают новый материал те, у кого развиты память, внимание, мышление. Поэтому логично, что для успешного обучения необходимо их тренировать. Помогите ребенку развить наблюдательность, придумывайте для него игры на внимание: запомнить расположение предметов в комнате, описать человека, найти семь отличий.

Полезно пройти курсы скорочтения и каллиграфии. Это сэкономит усилия и время на выполнение заданий. Хорошо бы познакомить ребенка с мнемотехникой — приемами, облегчающими запоминание. Тот, кто ими владеет, выучит стихотворение за 20 минут, а не за два часа. И тогда учиться будет не утомительно, а интересно!

6. ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ

Ольга Бегашева, невролог, сомнолог, врач высшей категории

Я помню 8-летнего мальчика, родители которого жаловались, что у него проблемы с учебой, вниманием, что он гиперактивен. И вдруг выяснилось, что один глаз у него практически не видел. Конечно, ему было трудно в школе!

Ребенок готов к обучению, если у него хорошая память, нет поведенческих и эмоциональных нарушений, если он социально адаптирован. Если вы с ребенком пройдете диспансеризацию, то будете знать, как у него дела со здоровьем. Причина неуспеваемости — не только недостаток прилежания, как мы часто думаем, но и нарушенный кальциевый обмен, дефицит витамина D или йода, заболевания щитовидной железы.

Тяжело учиться детям, которые часто болеют. Нужно выяснить, нет ли у них иммунодефицита, провести курс лечения от хронической инфекции. Полезно проверить аденоиды. Воспаление аденоидов приводит к хроническому кислородному голоданию. Из-за этого дети становятся гиперактивными, раздражительными, быстро устают, жалуются на головные боли, спят с открытым ртом, храпят, встают утром тяжело и в плохом настроении.

Есть проблемы с успеваемостью и у детей с гастритом и другими заболеваниями ЖКТ, особенно если гастрит с пониженной кислотностью. Его основное клиническое проявление — слабость, головные боли и высокая утомляемость. Любые проблемы со здоровьем отнимают у детей много сил. Если же здоровье в порядке, то и учиться им будет легче.

7. СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНАМ МУМИ-ТРОЛЛЕЙ

Сергей Казарновский, заслуженный учитель России, директор школы «Класс-центр»

Когда генерал де Голль, глава Французской Республики, был маленьким и приходил из школы, мама никогда его не спрашивала: «Как ты отвечал?» Она всегда говорила: «Какие вопросы ты задавал?»

Это очень важная вещь — научиться задавать вопросы правильно. Ведь чем точнее ты это делаешь, тем лучше поймешь и усвоишь материал. А еще нужно внушить ребенку, что ошибка — не беда. Каждый человек имеет на нее право. И работа над ошибками — это работа не над прошлым («какой я плохой»), а над будущим — «как сделать правильно».

А еще я бы посоветовал сейчас, пока нагрузка в школе не очень серьезная, перечитать повести о муми-троллях. В них родители и дети найдут спокойную и добрую мудрость, ощущение любви и защищенности. Ощущение дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель.

Добрые советы муми-троллей сделают вашу жизнь лучше и счастливее. Например, такой: «Одинаково важно знать две вещи: как быть одному и как быть с другими». Или: «Для того чтобы во что-то верить, вовсе не обязательно знать, правда ли это». И: «Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, — это напомнить ему, что вы рядом».