alt

Антонио Гауди

Когда-то я слышала выражение, в котором архитектура сравнивалась с застывшей музыкой. В это поверишь, когда в Барселоне – столице Каталонии, увидишь творения одного из самых для меня таинственных и загадочных зодчих — Антонио Гауди.

12772875901Антонио Гауди родился в Реусе 25 июня 1852 г. Этот городок расположен вблизи города Таррагоны. Антонио был пятым, младшим, ребёнком в семье. Его отец – потомственный котельных дел мастер, с ранних лет брал сына в кузницу. Именно в мастерской отца, по признанию самого Антонио, в нём пробудилось ощущение пространства. Так случилось, что Гауди никогда не был женат, он с детства рос болезненным ребенком, так как страдал ревматизмом. Может быть в связи с этим он редко играл с другими детьми, и очень любил длительные одиночные прогулки,  страсть по которым сохранил на всю свою жизнь. Любимыми школьными дисциплинами его были рисование и геометрия. Возможно, что ограничение  подвижности сформировало у Антонио рано проявившуюся обостренную наблюдательность, которая позволила ему своеобразным образом открыть мир природы и использовать его в качестве главного источника вдохновения созданных им великолепных проектов.

104144201_4В середине 19 века Гауди приехал в Барселону и приступил к работе чертежника,  по возможности изучал ремесла, выполнял множество разных мелких работ и поступил на учебу. Закончив обучение и получив диплом архитектора в 1878 г, Антонио пристально наблюдал за развитием неоготического стиля в архитектуре, который преобладал в то время. Но внутреннее состояние Антонио подсказывало ему о возможности реализации полета фантазии, он не оставлял мечты строить так, как строит природу сам Творец и во многом это ему удалось. Он никогда не пользовался чертежами и счетными машинами, осуществляя в уме все расчеты и следуя природной интуиции. Только спустя век ученые создали компьютерную программу, способную производить аналогичные расчеты. Он придумал собственную, безопорную систему перекрытий, используя данную возможность не делить помещение на части. Его проекты всегда отличались от работ его современников: он новаторски стал применять украшение своих строений мозаикой из цветной плитки, использовал оригинальный дизайн, интересные формы и яркие цвета. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Все это стало возможным, потому что Антонио обладал врожденным поразительным умением мыслить и чувствовать в трёх измерениях, в своих проектах он реализовывал парящую как птица фантазию архитектуры.

8Первые важные работы Гауди в Барселоне в стиле модерн — Дом Висенс (частный жилой) и летний особняк на Кантабрийском побережье — Эль Каприччо. Дом Висенс был построен из керамических плиток и необработанного камня. Используя стройматериалы в определенной последовательности,  дом принял вид как расписанный шахматными и цветочными узорами. В качестве украшения Гауди применял башенки и эркеры, выступающие фасады и балконы, огороженные оригинальными решетками. В результате дом получился как настоящий маленький замок и выглядел необычно.

_90340192Особняк Эль Каприччо — как и все проекты архитектора, уникально, облицовано рядами кирпича и керамической плиткой разных цветов. Здание имеет огромное количество декоративных элементов: пристроек, башенок и балконов, высокую башню – «минарет», массивные колонны с капителиями, обрамляющие главный вход и многое другое.

3057ce8cc90dДалее Гауди создает красивейший Дом Бальо, перестроенный по заказу промышленника Жузепа Бальо. Не обратить внимания на этот удивительный дом невозможно: «танцующий» фасад, украшенный разноцветными брызгами керамической мозаики, необыкновенные балконы, крыша, напоминающая дракона, выполненная из разноцветной черепицы, оригинальные печные трубы и витражи из цветного стекла. Интерьер особняка бесподобен — здесь можно увидеть люстру-солнце, загадочно выходящую из пространства потолка, лестничные перила, необыкновенную мебель из «мягкого» дерева, множество витражных вставок, светящихся необыкновенным цветом.

gaudi-casa-batllo-6_lВ дизайне дома прослеживается сюжет: Св. Георгий убивает дракона.Созданное Гауди фантастическое чудовище покрыто сверкающей «чешуей» и усеяно черепами и костями его жертв, которые просматриваются в формах балконов и колонн бельэтажа. За такую необычную внешнюю отделку данному зданию дали еще одно название — Дом Костей.

barcelona_placesЕще одно творение Гауди на Пассейч де Грасия — Дом Мила. Новаторскими в творении Гауди были инженерные решения: система естественной вентиляции, позволяющая не пользовать кондиционеры, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, поскольку нет несущих стен. Для каркаса, который выполнял несущую конструкцию, были изготовлены специальные криволинейные балки. Фасад был дополнен причудливыми балконными оградами, на крыше  дымовые трубы и вентиляционные шахты замаскированы каменными сказочными скульптурами. Жители Барселоны назвали дом «Каменоломня». Гипсовая копия этого здания в музее Гауди, который находится на чердачном этаже Дома Мила.

Eusebi_Güell_(1915)Огромное влияние на творчество Антонио Гауди оказала встреча с Эусеби Гуэлем — графом и текстильным магнатом, который стал  его покровителем и поклонником таланта. Благодаря Гуэлю,  Гауди получил возможность войти в высшее общество Барселоны  и получил состоятельных заказчиков, способных оплачивать грандиозные проекты гения. Все то, что построил Антонио для Гуэля, вошло в коллекцию мировых шедевров.

florparks_551Дворец Гуэль стал одним из лучших творений мастера: уникальное сочетание материалов и многообразие цветов создает феноменальный образ здания, кровля оборудована декоративными дымоходами и вентиляционными трубами всевозможных видов, не один из которых не повторяется. Внутренняя планировка также четко продумана с практической точки зрения.

341_25Еще одним из совместных проектов Антонио Гауди и Эусеби Гуэля стал Парк Гуэля. Парк был задуман архитектором, как зеленая жилая зона, созданная по концепции модного английского парка с восхитительными строениями, скульптурами и мозаикой. В итоге получился восхитительный и бесподобный ансамбль.

big650699image2Без всяких сомнений, самым главным проектом Антонио Гауди является Саграда Фамилия — Искупительный храм Святого Семейства.
Строительство храма было начато в 1882-м году под руководством архитектора Франсиско де Паула, но уже в следующем году строительство храма возглавил Гауди, который практически полностью изменил проект своего предшественника, неоднократно переписывая и совершенствуя проект.
1_5027f_a6f978c7_XLПо задумке инициатора строительства, возведение храма должно было проводиться только за счет пожертвований прихожан, до сих пор этот принцип сохранен, в связи с чем, строительство осуществляется медленно. Собор не построен до сих пор, в плане еще грандиозные башни, пристройки, купола и внутреннее декорирование. Прямо рядом с храмом за стеклом стоит макет Саграда Фамилия в законченном виде Согласно данным правительства Испании, полностью достроить собор удастся лишь в 2026 году. Фасад Рождества был практически полностью построен при жизни Гауди и состоит из трех порталов, каждый из которых символизирует православных святых — Веру, Надежду и Любовь в виде скульптур и сцен из Библии.

Image00017Каждая башня имеет необыкновенную форму и соответствует определенному Апостолу. Удивительно украшены колокольни, а во внешнем декоре церкви присутствуют тексты литургии и цитаты из Библии. Сооружение настолько монументально, что вызывает противоречивое чувство нереальности и восторга.

Жизнь великого архитектора накрепко была связана с Барселоной, и погиб Гауди рядом с храмом — творением всей своей жизни, под рельсами первого пущенного у горы Тибидабо трамвая в возрасте 74 лет. Его похоронили в крипте недостроенного Собора Святого семейства, как бы незримо продлевая на века связь великого Мастера с бесподобными  архитектурными творениями.