alt

Фаина Раневская

faina_ranevskayaФаина Георгиевна Раневская — одна из величайших русских актрис XX века и королева второго плана. В современном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».
Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: „Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе „и др.““». Невзирая на небольшие, порой эпизодические, образы, зрители и режиссёры заприметили актрису уже после первой кинороли — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка».

104531968_3085196_65344411_Faina_RanevskayaВ кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей — она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш», экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» и злой мачехой в классической сказке «Золушка». Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».

Раневская – наглядный пример не очень красивой, но очень обаятельной женщины. Нарочитая грубость слов и манер лишь подчеркивала это обаяние и очарование. Её обожали, боготворили, фильмы с ее участием пересматривали по многу раз, хотя большинство её ролей и были не главные… и сейчас на ее могиле каждый день лежат свежие цветы. Будучи в основном актрисой второго плана, она затмевала многих исполнителей главных ролей. Фаина Раневская выделялась своей натуральностью, своими высказываниями, своим взглядом, в конце концов. Даже самой небольшой ролью она могла вытянуть заведомо неудачный фильм.

103204191_getImage__61_Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила она. Но даже то немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой. Лондонский ежегодник «Кто есть кто» включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И это не случайно. Кто-то из крупных режиссеров сказал о Фаине Георгиевне: «Она может все!» Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса.

Раневская не играла – она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, по полной правды, до счастья. Фаина Раневская была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям — увы, кино любило ее только в качестве «характерного персонажа, хотя Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.

 Цитаты Раневской.

 Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.

Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.— Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются…

Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

— Вы по-прежнему молоды и прекрасно выглядите.
— Я не могу ответить вам таким же комплиментом!
— А вы бы, как и я, соврали!