alt

Галина Вишневская

 

29Галина Вишневская – звезда оперной сцены мировой величины, педагог, великолепная актриса, Народная артистка СССР, полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», наша современница и наша соотечественница. По отзывам поклонников, ее называли «русской Каллас» и «Шаляпин в юбке».За время своего творчества она работала с самыми знаменитыми партнерами, такими как Пласидо Доминго,  С. Лемешев,  И. Козловский, Франко Корелли,  и другими, выступала на подмотках самых престижных театров мира: Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Рима, Милана, Чикаго, Бостона, Филадельфии, Рио-де-Жанейро, Каракаса, Токио…

11.12.42Талант, характер, уникальный  красивый голос и великолепный актерский дар – все это было в Галине Вишневской.  Ее роли Татьяны и Лизи в операх Чайковского, Марфы в «Царской Невесте» Римского-Корсакова, Франчески в рахманиновской «Франческе да Римини», пуччиниевской Тоске, Виолетты из вердиевской «Травиаты», Наташи из «Войны и мира» Прокофьева, Софьи из его же «Семена Котко» — яркие, великолепные, запоминающиеся. Голос певицы  – чистый, свежий, «серебристый». И это «серебро» давало удивительное ощущение молодости пользовать свой талант,  где мастерство актрисы помогло певице. Актерское амплуа Вишневской точно отвечало образу. Серебристость голоса певицы помогала насыщенности его тембра. В Италии такой голос именуют lirico spinto, что означает трепетный, пылкий. Голос Вишневской имел полётность и лучезарность, насыщенность и интенсивность звука, сочность, искристость, эластичность и  обилие тембровых контрастов. Патетическая страстность пения позволило великолепно исполнить вердиевские и пуччиниевские партии: Тоска, Аида, Виолетта в «Травиате», труднейшую партию  в вердиевском «Макбете».

11.12.40Родилась будущая звезда оперной сцены  25 октября 1926 года в Ленинграде. Детство прошло в  Кронштадте, воспитывала Галину бабушка, жили трудно,  подростком ей пришлось пережить блокаду. Галина с юности отличалась особой красотой и необыкновенным голосом: естественная постановка голоса, слух, редкая память на музыку,  она могла пропеть все, что слышала без ошибки. В конце войны она  устроилась в областной ансамбль оперетты, с выступлениями много ездили по селам,  воинским частям, выступали промерзших клубах. Галине повезло на своем пути встретить прекрасного педагога — Веру Николаевну Гарину, которая помогла поставить ей голос, и  сказала, что у Галины лирико-драматическое сопрано и что она будет звездой. Пророчество сбылось, началось восхождение Галины на мировой олимп оперной славы, не имея консерваторского образования, она попала в Большой театр и вскоре стала ведущей солисткой главного театра страны. Настоящую судьбу и любовь всей своей жизни Галина встретила в 1955 году на концерте в Праге. Это был Мстислав Ростропович, после четырехдневного знакомства она вышла за него замуж, у нее это был третий брак. Их дуэт, как в жизни, так и в творчестве,  жил более полвека. У них родились две дочери, которые управляют наследием своих знаменитых родителей.

11.12.33 На жизненном пути им совместно пришлось пережить много, в том числе и вынужденную эмиграцию, расставание с Родиной. Но и это испытание не сломило, а закалило их и показало, что настоящий талант не пропадет нигде.Весьма быстро Вишневская заняла значительное место в мире Западной культуры и искусства. Уже в первое десятилетие после отъезда с Родины Галина выступила в оперных театрах Нью-Йорка, Лондона, Мюнхена, Эдинбурга. Спела десятки концертов с лучшими оркестрами и дирижерами мира, сотни камерных концертов… Такой творческой активности не было у нее никогда, за всю ее жизнь в СССР. Галина записала альбом романсов Мусоргского, Чайковского и Шостаковича, романсы Рахманинова и Глинки, вокальные сочинения в сопровождении оркестра Прокофьева и Римского-Корсакова, исполнила главные партии в записях трех опер – «Тоска», «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда». Все три были удостоены Гран При дю Диск, Гран-При академии Чарльза Гросса, приза «Золотой Орфей». Французская академия грамзаписи присудила Вишневской в 1977 году приз лучшей оперной певицы года. Однако, уехав из Советского Союза на Запад, Галина Вишневская не прервала своей творческой деятельности. Последовали и новые, более сложные партии. Ее искусство по-прежнему будоражило воображение больших музыкантов, создававших для нее новые сочинения. В январе 1979 года в Вашингтоне состоялось первое исполнение произведения французского композитора Марселя Ландовского для симфонического оркестра и сопрано «Ребенок зовет», посвященного Вишневской. По словам критика певица смогла соединить пламенный характер с острым умом и подлинной музыкальностью.    Роберт Сабин написал: – «Что касается ее пения, то это было подлинное мастерство художника. Viva Vishnevskaya!»

11.12.43 И все же главенствовали в репертуаре концертов Галины Вишневской на Западе сочинения композиторов той страны, где родилась и выросла она, где познала своей первых успех и ощутила свою нужность, свою причастность к тому великому и непреходящему, что зовется русской культурой. Именно сияние музыки России дарила она слушателям на Западе.Она всегда была русской певицей. До самого конца своей жизни. Как были до конца русскими художниками Шаляпин и Рахманинов, Стравинский и Бунин.  Именно эту культуру Вишневская продолжала пестовать и развивать,  как только смогла вернуться обратно в Россию. Десять лет – до самой своей кончины – возглавляла Галина Павловна Вишневская уникальную организацию – «Центр оперного пения», которую задумала и создала после возвращения в Россию, Идеей этого учебного центра было не только сохранить прекрасные традиции русской вокальной школы, но и развить их и довести до уровня мировой вокальной школы. Довести, а потом и превзойти его. Скончалась  Вишневская 11 декабря 2012 г, похоронена на Новодевичьем кладбище, в ее честь названа улица в Московском районе.

largeВ одном интервью  Галина Вишневская сказала: «Я – русская актриса. В этом моя плоть и кровь».  Эти слова полностью она доказывала всей своей уникальной жизнью певицы, достигшей высочайших вершин в прекрасном искусстве пения.