alt

Михаил Булгаков

966220178

Все творчество Михаила Афанасьевича  Булгакова в свете сегодняшних дней выглядит даже более ярко, живо и востребовано, может быть даже острее, чем в свое время. У меня особое трепетное отношение  к роману «Мастер и Маргарита», и время не изменило этого чувства, оно стало только более серьезным и зрелым.  Читая прозу писателя, ловлю себя на мысли, что через какое-то время вновь хочется  взять в руки книгу и перечитать, окунуться в ту эпоху.

Писатель прожил недолгую жизнь (1891–1940), но эти годы были насыщены событиями, трагизмом, переломом в судьбах всего нашего народа. С ранней юности Булгаков начал увлекаться театром, пробовал перо, и где был он, там всегда царили шутки, смех, веселье и остроумие. В семье он получил хорошее воспитание,  был начитан, знал литературу, музыку, изобразительное искусство. Его жизнь в разные периоды сопровождали три женщины, одна из которых, последняя жена – Елена Сергеевна, урожденная  Нюренберг, явилась прототипом Маргариты в его знаменитом романе и хранительницей литературного наследия.

0_88bf0_713a6151_XL

Булгаков родился в Киеве,  окончил гимназию и после — медицинский факультет Киевского университета. Получив диплом с оценкой «утвержден в степени лекаря с отличием», приступил к работе земского врача в глухомани Смоленской губернии. Опыт работы врачом в тяжелейших условиях жизни и быта лег в основу произведений «Записки юного врача», «Морфий». Случилась революция 1917 года и жизнь поставила новые вопросы, в том числе о выборе своего пути на дорогах вздыбленной истории среди того хаоса, который возник в России. Булгаков был свидетелем апофеоза и заката белого движения, свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918 г, зверств петлюровских банд. Его романы Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» отражают как раз те события, очевидцем которых он был – правдивая и печальная драма интеллигенции, не принявших революцию. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в Киеве, показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. После краха белого движения перед Булгаковым встал вопрос эмиграции, но будучи больным, и не имея сил, он остался в стране, решил разделить судьбу своего народа. Выживать в новых условиях было очень трудно,  писатель не имел четких идейных позиций.  В 1921 году Булгаков приехал в Москву, начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков работал с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Жизнь и переживания этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах». Главным героем повести являетсячеловек, подобно Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа». Своеобразным продолжением Записок на манжетах явилась повесть «Дьяволиада». Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» и «Собачье сердце».  Всей своей сущностью Булгаков ненавидел бюрократизм, собственничество, мещанство, высмеивал новоявленных буржуа во время нэпа, авантюризм и бескультурье руководящих работников. Он навсегда оставался приверженцем той,  прежней культуры, которая для него воплощена в Пушкине. Его принципиальная позиция и реализм жизни очень живо отражался на страницах  художественных произведений, это не нравилось вышестоящему руководству и приносило писателю много проблем, бед и огорчений. Произведения его не печатались, Булгаков испытывал финансовые трудности и чтобы как-то прожить, он много работал в газете. Пишет пьесы:  инсценировку Мертвых душ Гоголя; пьесу о «Кабала святош», две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х – «Зойкина квартира», «Багровый остров», драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» и другие.  Зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В марте 1930 г Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц ему позвонил сам Сталин и разрешил работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего позднее название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене. Работа над романом была закончена за месяц до смерти писателя.

100966997_large_5090154_zaylKu1p6u0

«Мастер и Маргарита» —  глубокая лирико-философская поэма о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое не подвластно времени и преградам, которое всегда есть порыв к свету и добру. «Мастер и Маргарита» — сложное произведение, противоречивое, но никого не оставляющее равнодушным. Публикация романа состоялась только в конце шестидесятых годов и явилась важнейшим культурным событием. Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940, оставив нам свое бесценное творчество Прикасаясь к нему,  мы плачем и смеемся, переживаем и задумываемся, радуемся и огорчаемся, оно пробуждает в нас силы, о которых раньше мы не знали и даже не подозревали. «Рукописи не горят» — выражение, запечатленное в романе «Мастер и Маргарита», несет в себе пророчество, что истинное творчество бессмертно.