У верующих христиан закончился пост, пришло время праздника и скоромной пищи. Так было на Руси и в старину, в те времена стол делился на постный и скоромный, начиная с царей и заканчивая простым мужиком, когда завершался пост, народ разговлялся и столы ломились от закусок и еды.
Ели яйца, молочное, выпечку, рыбу, мясные кушанья в пареном или вареном виде. Первые подавались в щах, ухе, супе или рассоле. Щи забеливались сметаной во время варки, а не при столе, в состав щей входила кочанная крошененная, свежая или кислая капуста. Было принято к щам подавать гречневую кашу. Ухой называлась похлебка не обязательно рыбная, по сути это был жидкий суп, приправленный пряностями: гвоздикой, перцем или другими кореньями. Бульон был вроде нынешней солянки, когда в огуречном рассоле варится мясо с добавлением пряных кореньев. Жареные кушанья готовились из верченого или цельного мяса. Использовалась баранина — грудинка шла на уху или щи, лопатки или почки – на жареное; печенка с луком, обернутая перепонкою, жарилась на сковороде; легкое взбалтывалось с молоком, мукой и яйцами и тоже запекалось в печи; из мозга готовили особую похлебку или соус с пряностями.
Готовили холодный студень, сваренный из бараньего мяса. Говядину и свинину использовали для первых и вторых блюд, а внутренности подавались в разных приспособлениях в виде колбас, студней и различных закусок. Куры подавались в щах, ухе, рассоле или жареные на вертеле. К жареной курице обязательно подавался уксус или лимон. Особо роскошными считались блюда из куриных пупков, шейки, печенки, сердца. Утки подавались в щах или жареные, гуси фаршировались гречкой и запекались, гусиные потроха шли в уху или особые кушанья. Рябчики, тетерева, куропатки, приправленные молоком и плодами, запекались в духовке. Каждое мясо имело свои огородные и пряные приправы, например репа – шла к зайцу, чеснок к говядине и баранине, лук – к свинине. Оригинальным кушаньем в старину являлось блюдо под названием похмелье. Это блюдо состояло из разрезанной на тонкие ломтики отварной баранины, которая смешивалась с мелко искрошенными огурцами, огуречным рассолом, уксусом и перцем. На столе стояли куличи, сдобные караваи, и конечно пироги.
В скоромные дни пироги начиняли бараньим, говяжьим и заячьим мясом, рыбой, творогом, грибами. Пекли оладьи, сырники, блины, хворосты, печенье, пряники, коврижки. Лакомства и десерты из свежих ягод и плодов, приготовленных в патоке с медом или сахаром. Излюбленным лакомством было леваши. Его готовили из малины, черники, смородины, земляники. Для этого предварительно отваривали ягоды, протирали сквозь сито, затем снова варили в патоке, густо мешая состав. Все это выкладывали на доску на солнце или близ огня, после высыхания кушанье скручивалось в трубочки и подавалось на десерт. К празднику готовили пастилу из яблок, сахарные лакомства и леденцы.
Можно представить себе тогдашнее разнообразие и количество блюд на праздничном столе, однако и у нас праздничный стол изобилует разными вкусностями, вызывая желание попробовать их. Необходимо знать, что после поста, если человек строго постился, нужно время для перехода к скоромному питанию. Для этого понемногу вводить эти продукты в рацион питания в течение трех-четырех дней, начиная прием с минимального размера скоромной пищи. Стараться ограничить впервые дни прием яиц, жареного, копченого и жирного мяса, наваристых бульонов, свежей выпечки и конечно алкоголя. Это позволит избежать неприятностей со здоровьем и не испортит светлый праздник Пасхи.