alt

Наталья Касперская: самая многодетная бизнес-вумен России

g_6178f0f91ca95415ad04935cbab33dd6_mid

Наталья Касперская — генеральный директор Группы компаний InfoWatch, сооснователь «Лаборатории Касперского», одна из самых успешных женщин России. У нее большой бизнес и пятеро детей. Она сумела пережить развод и снова стать счастливой.

В одном из интервью Наталья Касперская рассказала, что мечтала стать ветеринарным врачом: «Мне очень нравилось возиться с животными. Я даже серьезно думала выбрать такую профессию, но когда перешла в старшие классы, у меня начались совершенно непреодолимые проблемы с химией. А поскольку у меня родители – «технари», то особой альтернативы-то и не было. Мне, естественно, посоветовали поступать в технический вуз».

С Евгением Касперским познакомились в Доме отдыха, куда Наталья поехала вместе с институтской подругой. Она его сразу выделила. “Он очень нестандартный. По природе своей – лидер. В компании был любовный четырехугольник – в общем, все нетривиально”. Окончательно они определились где-то через полгода. В 20 лет Наташа вышла за Евгения Касперского замуж.

kasperskaya3В одной из бесед Евгений Касперский заметил, что биография Натальи — словно дорога к воплощению «американской мечты». «Просидев несколько лет с детьми», пришла работать в «Ками», и из скромного продавца в отделе «софта и харда» за 6 лет превратилась в руководителя известной и перспективной компании.

А Наталья сказала так: «Думаю, все предприниматели – немного авантюристы. Кроме того, если хотите знать, бизнесом я начала заниматься исключительно в силу собственной слабости. После шести лет, проведенных дома с детьми, мне осточертело сидеть в четырех стенах. Невозможно уже было. Я осознанно сбежала из дома. От бытовых трудностей. Домашняя работа – очень тяжелая и неблагодарная. Никто не оценит…»

Пока жена сидела дома, выпускник «Высшей краснознаменной школы КГБ» (ныне – Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ РФ) Евгений Касперский в 1989 году «вылечил» свой компьютер от вируса с помощью программы, которую сам написал. (В 1991 году его жена Наталья запатентовала программу AVP (позднее «Антивирус Касперского») во Всероссийском авторском обществе). Немного позже именно антивирусы стали основным делом Евгения, он ушел в компанию НТЦ “КАМИ”, где и писал антивирусные программы.

Когда младший сын начал подрастать, пришло время задуматься о том, чем же заняться. Это было начало 1994 года. Наталья решила начать карьеру с самого начала и пришла в компанию, где работал муж, рядовым продавцом в в свежеоткрытый компьютерный магазин. Но, поскольку она человек активный, ей было многое интересно, и сфера деятельности быстро расширялась.

Kasperskaya_Natalya_s_syinovyamiНачав с продажи компьютерных аксессуаров, через некоторое время она стала продавать и программное обеспечение. Так она стала заниматься Антивирусом Касперского (тогда он еще назывался AVP). Было интересно продвигать продукт своего мужа, Наталья придумывала различные стимулирующие продажи приемы. Затем начала регистрацию продукта. Через некоторое время разработка антивируса сформировалась в отдельное направление компании, а Касперской предложили возглавить этот отдел. Так из продавщицы она выросла до менеджера.

Объем продаж AVP в то время составлял $100 в месяц. Было непросто. Она не разбиралась в компьютерах, не представляла, что такое продажи, не было финансовых и управленческих навыков. Конечно, ошибок избежать не удалось, однако бизнес развивался, отдел ширился, рос штаб разработчиков. Но именно когда Наталья начала заниматься продажами, выяснилось, что у нее, оказывается, есть к этомусклонность. Она об этом и сама не знала… Спустя один год после ее прихода оборот компании по антивирусу вышел на десятки тысяч .

Наталья считает, что у нее есть, причем от природы, талант что-то развивать, то есть, предпринимательский талант. Ей представляется, что для того чтобы стать предпринимателем, нужно, во-первых, иметь любовь к риску (многие предприниматели увлекаются различными экстремальными видами спорта. Наталья тоже любит увлекаться, освоила сноуборд, например), и даже некоторая бесшабашность, должна быть в характере. И, наверное, желание строить, что-то там взращивать.

А еще необходимо умение общаться с людьми – очень важное свойство, которого у Натальи с рождения не было. (Она была очень замкнутым ребенком, все время были огромные проблемы в общении – с детства). И это качество она в себе воспитывала. А еще она не знала английского языка, а первые продажи были на Западе. Приходилось писать письма на английском языке, которым она не владела, людям, с которыми не была знакома. Но потом и этому научилась.

«Для того чтобы бизнес сложился, нужно везение. И это – сверх адской работоспособности, умения договариваться, способности формировать команду, чутья на правильные рыночные тренды, аппетита к риску и прочего. Везение – категория отчасти мистическая, но при определённом умении на неё можно влиять. Вернее, не так – её можно научиться распознавать. Умение менеджера, бизнесмена, предпринимателя состоит вовсе не в том, что ему, как оголтелому, везёт во всём (хотя есть и такие везунчики), а в том, чтобы распознавать тонкие сигналы везения и немедленно их использовать».